Торсунов о гордыне и смирении

Существуют два вида направленности сознания. Первый вид направлен вовне, наружу. В Ведах говорится, что человек, который ни разу в своей жизни не почувствовал проявления внутреннего сознания, прожил свою жизнь зря. Внешняя направленность сознания означает, что человек хочет переделать мир, но не себя; она приводит к тому, что во всех проблемах человек считает виновными окружающих людей. Он винит свою судьбу, страну, родственников, мужа, детей. Кого угодно, только не самого себя.

Такой человек прожил свою жизнь зря, потому что, хотя Бог в течение всей его жизни указывал ему на все его недостатки, он не реагировал на это. Он не прикладывал сил к тому, чтобы изжить свои недостатки. Подобный уровень жизни приравнивается к полуживотному. Животному невозможно доказать, что оно не право. Собака может облаять свое отражение в зеркале, не понимая, что видит-то она себя. Так и мы «лаем» на своих близких, не понимая, что они являются отражением наших же прошлых поступков.

Внутренне сознание предполагает, что чувство недовольства человек направляет внутрь себя. Способность искать корень проблем внутри себя развивается только в результате практики, направленной на воспитание смирения. Поначалу, занимаясь такой практикой, человек не испытывает счастья и занимается ею просто из чувства долга. Практика смирения дает возможность направить свои силы внутрь себя и позволяет человеку осознать, что, действительно, у него имеются те или иные недостатки. На определенном уровне сознания человек, направляя свой мысленный взор внутрь себя, обнаруживает в себе греховность. Он начинает понимать, что не такой уж он хороший человек, как ему хотелось бы. Приходится раскаиваться, благодаря этому происходит очень быстрое движение к смирению, и разум очищается от скверны.

Смиренный человек испытывает боль не от чужих грехов, а от своих собственных. В результате этого он постоянно переживает, что он такой падший, что не может жить так, как надо. И это переживание сопровождается чувством счастья. Не верите? Значит, нужно проверить.

Разум смиренного человека постепенно очищается, становится крепким, как сталь, и неуклонно направляется в сторону истинного счастья. Человек обретает способность уважать чужое мнение. Из всякого мнения, высказанного о нем, он пытается извлечь то, что позволит ему изменить себя к лучшему. В результате этого он постепенно, все глубже и глубже очищает свое сердце от грехов и начинает видеть сияние Сверхдуши, которая находится рядом с его душой, и в этом сиянии он обретает бесконечное счастье. Человека больше не привлекает греховная деятельность, поскольку он видел бесконечно прекрасную Сверхдушу (истину внутри себя).

Первый шаг к тому, чтобы обрести столь возвышенное состояние сознания, состоит в том, чтобы хоть однажды выразить кому-то почтение. Вкус к этому процессу, несомненно, проникает в наше сердце, но на фоне этого действия (оказания почтения другим) всплывает вся грязь, накопившаяся внутри. Именно из-за этой грязи человеку бывает трудно оказывать почтение другим.

Как человек может обнаружить, что имеет грехи? В тот момент, когда мы принижаем себя (хотя бы чуть-чуть), наши грехи открываются нам. Ощущение собственной грязи болезненно, поэтому человек избегает оказывать почтение другим людям; он испытывает от этого очень большое неудобство. Ему кажется, это так тяжело. Он думает: вдруг не оценят и посчитают его ниже? Поначалу, начиная оказывать кому-то почтение, человек чувствует себя несчастным. Но, получив истинное знание, он, оказывая почтение другим, обретает истинное счастье. Веды говорят, что счастье в благости в самом начале подобно яду, а в конце подобно нектару. Сначала человек испытывает страдание, а потом начинает чувствовать всю полноту счастья.

Смирение нужно развивать в себе всегда. Даже занимаясь гимнастическими упражнениями, нужно развивать в себе смирение. Например, если Вы делаете зарядку, то во время наклонов вперед-назад Вы должны, когда наклоняетесь вперед, кланяться Земле, а когда наклоняетесь назад, поднимая руки вверх, кланяться Солнцу. И зарядка в этом случае пройдет для разума не зря: он зарядится.

Психология о гордыне

Например, человек, который убежден в том, что он обязательно должен выиграть в соревнованиях / быть самым красивым / сделать что-то лучше всех, столкнувшись с нежелательными результатами, испытывает приступ гордыни. Или девушка, убежденная в том, что нельзя первой звонить молодому человеку, будет со временем испытывать все нарастающий ком гордыни, так и не услышав вожделенного звонка. Это он плохой, он неправ, он должен понимать ее принципы и им соответствовать, а не она менять свои установки. Вот она, гордыня в чистом виде.

Таким образом, гордыня выступает как своеобразное «спасение», защитный механизм, позволяющий личности сохранить себя, свои представления о мире, когда уже давно пора посмотреть на него шире, изменить застаревшие и закостенелые убеждения, открыть себя миру. Но зачем это делать? Зачем оставлять все, как есть? Дело в том, что личность вообще стремится сохранить себя, изменения происходят редко, с большим трудом и множеством затраченных ресурсов. Спрашивается: зачем меняться, если ты уже худо-бедно приспособлен к этому миру?

Многие действительно так считают, останавливают себя в развитии или даже деградируют. Другие находят в этом смысл, стремятся постоянно познавать мир и изменять себя в лучшую сторону. Любое живое существо на планете, так же, как и все существующие и существовавшие в мире создания, заключает в себе принцип развития. Развиваясь как в процессе эволюции, так и в течение своей короткой жизни, каждое существо может гораздо лучше приспособиться к миру, создать для себя больше возможностей, сделать свою жизнь значимой.

Борьба с гордыней – это, прежде всего, освобождение от оков «зомбирования», от навязанных обществом стереотипов. Преодолеть гордыню – значит, стать субъектом своей жизни. Каждый человек должен нормально управлять ей, так, как он управляет левой рукой или правой. Человек, не отягощенный гордыней, сам выбирает, о чем ему думать, какие эмоции испытывать в той или иной ситуации. Развиваясь и становясь субъектом своей жизни, он перестает испытывать нужду в гордыне как механизме, который поддерживает его принципы. Он открыт миру и открыт своим желаниям. Не сиюминутным прихотям, а именно желаниям, потребностям, ради удовлетворения которых он готов сейчас испытывать тяготы.

Чем смирение отличается от заниженной самооценки?

Человек с заниженной самооценкой слишком поглощен мыслями о себе, всегда занят собой. А смиренный человек занят просто делом. Смиренный человек принимает своё несовершенство с упованием на Божию помощь, человек с заниженной самооценкой болезненно его переживает, думает о том, как он не соответствует каким-то ожиданиям других, нередко завидует тем, у кого что-то получается лучше. Человек смиренный внутренне стоит перед Богом, человек с заниженной самооценкой - перед людьми.

No comments:

Post a Comment

Blog Archive