Как не стать изгоем в новом коллективе

Распространенная ситуация, не правда ли? Приходит новичок в коллектив, старается влиться, но, по каким-то неведомым причинам, все ополчаются против него. А ведь спроси коллег — и они назовут причины: слишком медлительный, очень громкий, чересчур пахучий, перед начальством «выпендривается», очень правильный. Словом, выбивается из общей картины. Эксперты Сегодня — бизнес-тренер, коуч Диана Щербанская и психолог,специалист по кадрам Татьяна Фомина — рассказывают, как действовать в такой ситуации.

«Я ОТУЧИЛ ИХ ПИТЬ ЧАЙ ЛИТРАМИ»
Такую ситуацию в своей жизни когда-то переживал Игорь Субботин, рекламный дизайнер. В свои 25 он уже сменил несколько мест работы и в новую очень крупную компанию шел с профессиональной уверенностью. «Сначала я даже не понял, что меня выбрасывают за борт, у меня не было никогда трений с коллективом, — признался Игорь. — Приходилось буквально преодолевать препятствия: добиваться, чтобы создали аккаунт в корпоративной сетке, узнавать, где на какие кнопки нажимать, чтобы войти в программу. Мои простые вопросы всех раздражали. Каждый мой проект коллеги встречали в штыки. Я привык, что меня всегда хвалят, и из-за неоправданной критики чуть не потерял веру в себя».

Причина нападок оказалась очень проста: дизайнеры по утрам дружно пили чай-кофе в курилке. Такие «5-минутки» могли затягиваться до часу. А новичок игнорировал посиделки, потому что любил покурить в одиночку, подумать над идеями. В один прекрасный день, пока все пили чай, поступил срочный заказ от крупного рекламодателя. Единственным, кто был на рабочем месте, оказался Игорь. Дизайн от новичка настолько понравился клиенту, что он заказал серию макетов именно у Субботина. Это означало, что к зарплате парня в течение ближайшего полугода будут стабильно прибавляться большие проценты. Когда начальник радостно объявил эту новость перед всем отделом, наступила… гробовая тишина. Руководитель огляделся, сочувственно похлопал Игоря по плечу и вышел. Как только закрылась дверь, разразился скандал: сразу несколько человек отстаивали свои права на этого клиента. С тех пор с работами Игоря стали происходить «чудеса»: то в макетах появлялись грамматические ошибки или они вовсе исчезали, то вирусы компьютер поразили.

«Я понял одно: если мне доверили такого клиента, значит мои работы отличные. А поскольку у меня есть заказы на ближайшие полгода, то уходить из-за пакостей коллег я не буду. Самое смешное, что случаи с заказами во время «чая» повторялись еще раза три. И только после этого посиделки стали сокращаться, а теперь народ курит маленькими стайками. Словом, я отучил их пить чай литрами, ведь каждый понимает, что чаевничание влетает в копеечку. Исчезла эта традиция — я перестал быть белой вороной», — смеется Субботин.

ОШИБКА. Ошибкой Игоря было то, что он был как бы на своей волне и даже не пытался влиться в коллектив. Считал, что «я такой замечательный, и принимайте меня таким, какой я есть». Но если бы ему удалось расположить к себе людей, то они совершенно по-другому отнеслись бы к тому, что он отхватил проект. Поэтому первый совет:

ДРУЖИТЬ. Не обязательно сразу пытаться падать на хвост, когда народ идет на обед. Надо зарекомендовать вначале себя так, чтобы вас сами захотели пригласить на обед. Поэтому, если уж заведено в компании чаевничать по утрам по часу, то придется, хотя бы поначалу, тоже принимать участие в этом рабочем ритуале.

НАБЛЮДАТЬ. Залог выживания в офисных джунглях — быть наблюдательным. Кто кому друг-враг, кто неофициальный лидер и т.п. Наблюдайте не только за отношениями, но и за тем, как принято себя вести. «Мы работаем в огромном помещении, где сидит куча народу. Поэтому существует неписанное правило — выходить поговорить по телефону в коридор или в комнату для переговоров. Поэтому, когда к нам пришла новенькая и начала каждый день обсуждать по телефону личные вопросы, это всех безумно раздражало», — рассказывает менеджер столичной компании Светлана К. Делайте выводы и насчет внешнего вида сотрудников. Если большинство придерживается свободного стиля в одежде, то даже если вы начальник — будете странно выглядеть в строгом костюме. По поводу внешнего вида интересную историю рассказала и киевлянка Жанна В.: «Я устроилась работать в крупный столичный банк. Строгий дресс-код меня не удивил. Удивило, что здесь принято было каждый день приходить в новой обуви. А на тех, кто, к примеру, имел всего две пары туфель, смотрели как на чернь. Пришлось потратить всю свою зарплату на обувь, чтобы не выглядеть белой вороной».

ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ

НЕ ПОКАЗЫВАТЬ ОБИДУ. Парировать нападки нужно, но не стоит обижаться на весь свет. Ведь в коллективе найдется несколько «воздержавшихся», с которыми можно со временем наладить отношения. А если вы будете сидеть букой — с вами никто не захочет общаться.

РАБОТАТЬ. Человек должен знать свои цели: работа — есть работа, любить и дружить будут в другом месте. Помните, в американских фильмах: «Да, я стерва, сука, вы меня ненавидите, но я сделала карьеру!» Кроме того, как мы уже писали, раздражение вызывает человек, который тормозит работу. Поэтому если вас не ввели в курс дела, то не стоит полагаться на память. Нужно записать в блокнот все шаги, которые придется выполнять изо дня в день. Это избавляет от потребности по 150 раз переспрашивать, как оформить платежку, лишний раз отвлекая коллег.

ПОДОЖДАТЬ. В таких ситуациях четко работает принцип «стерпится — слюбится». Долго конфликт продолжаться не может. Ситуация либо «выздоравливает», либо переходит в «хроническую форму». Все, кто на тебя наезжали, ворчали, со временем перестанут это делать и, может, даже начнут дружить.

КТО МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ЗА БОРТОМ. Игорь не вписался в коллектив, потому что не поддержал сложившуюся давно традицию. Коллеги посчитали, что он ставит себя выше других — кому же это понравится. А усугубило неприязнь то, что новенький отхватил жирный проект — это уже вызвало взрывоопасную смесь эмоций. Тут и зависть, и обида, и гнев. Да еще и инстинкт самосохранения сработал: мол, начальство может увидеть старания новенького и «подвинуть» кого-то из старых сотрудников.

Кто еще может оказаться за бортом коллектива? НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ ИЛИ МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ. Случается, что человеку элементарно не хватает знаний и опыта, и обретает он их слишком медленно. Обычно конфронтация начинается в том коллективе, где такой «тормоз» ухудшает работу всего подразделения. Или там, где работы очень много и учить дилетантов некогда.

УСТРОЕННЫЙ ПО БЛАТУ. Как правило, врагом №1 для всех становится человек, устроенный по блату. За «позвоночником» придирчиво наблюдают и подмечают малейшие проколы, чтобы найти повод для сплетен. Впрочем, белой вороной устроенный по блату может и не стать — если покажет себя как компетентный и адекватный сотрудник. ПОДЛИЗА. Не понравится старожилам и новичок, который будет активно искать расположения начальника: набиваться к нему в друзья, приглашая едва ли не в первый день работы на обед, раздавать ему комплименты направо и налево и т. п.

КАК СТАТЬ ИЗГОЕМ В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Моббинг - термин, обозначающий «прессование» коллективом нового сотрудника. Если ты хочешь попасть в немилость старожилов офиса - в точности соблюдай наши рекомендации. «Мы все лишь гайки великой спайки».

У любого, давно сложившегося, коллектива есть чувство, которое в психологии называется чувством «группового мы». Оно представляет собой особенное братство между сотрудниками одной организации, ощущение сплоченности и крепкой симпатии друг к другу. У группы, которая существует хоть на сколько-нибудь продолжительное время, обычно есть собственные традиции. Например, совместный бизнес-ланч. Хочешь стать белой вороной? Прояви себя во время обеда.

Итак, допустим, на твоей новой работе повелось, что все сотрудники едят вместе. Если в вашей организации есть кухня, которая готовит специально для работников, то тебе очень повезло. Особенно, если всем твоим коллегам нравятся блюда, которые эта кухня предлагает. Представь ситуацию: час дня, ты вместе с остальными отправляешься в столовую, чтобы заморить червячка. Во-первых, сядь от коллег подальше. Не совсем на край стола, но так, чтобы дистанция была заметна. Так ты покажешь, что ты - человек особенный, и с тобой не каждому дано «закорешиться». Затем, когда подадут блюдо, раскритикуй его: овощи могли бы быть и поярче, риса навалили слишком много, а майонез очень вреден, и вообще все это блюдо очень вредное, от него можно враз распухнуть и ты вообще не понимаешь, как остальные Это едят. Если коллеги очень любят свою кухню, то твои откровения о том, что они едят плохую еду, возымеют нужный эффект.

Если же офис ходит обедать в определенный ресторанчик, у тебя есть отличный шанс приковать к себе внимание и там. Для этого прицепись к работе официанта: вы слишком долго ждали заказ, на столе не хватает салфеток, пепельницу пора поменять и так далее. Затем оцени еду: закажи то же, что и все, и возьми в рот один кусочек. Не жуя, выпучи глаза так сильно, как только можешь, сплюнь в салфетку, брось деньги на стол и выбеги из ресторана «искать место поприличнее».

«Мы бедные овечки, никто нас не пасет».

Почаще рассказывай, как все человечество любит вытирать о тебя ноги. Муж бросил, ребенок не уважает, друзья отвернулись, подруги предали… Пусть все знают, что ты никого не интересуешь, и как бы между прочим задумаются: а почему? Может быть, они поймут, что дело в тебе и тоже начнут тебя избегать. Но вдруг не поймут, поэтому ты им помоги. Звони коллегам домой по вечерам и заводи долгий-долгий разговор о твоих проблемах: плату за ЖКХ повысили, по телевизору всё только западное показывают, а на выходные обещают дождь. Главное, не давай ни малейшего повода подумать, что ты светлый и удачливый человек, у которого все хорошо.

Чтобы окончательно и бесповоротно предстать перед коллегами в образе ослика Иа, постоянно проси их помочь тебе найти хорошего доктора. Постоянно проси. Им будет неудобно отказать, так как речь идет о здоровье, а своими регулярными просьбами и напоминаниями ты сведешь с ума любого.

«Здесь не занято?». Исключи из своего понимания такие термины, как «зона личного комфорта» и «персональное пространство». Свободно перемещайся по офису в такой траектории, в которой считаешь удобным, и повсюду раскладывай свои вещи. Стол - это всего лишь стол, он находится в общем рабочем помещении, а значит, он и сам общий. Несмотря на то, что этот стол прикреплен к конкретному работнику. Брось свою сумочку на один стул, чехол от ноутбука на другой, а шарфик - на третий. Главное, чтобы эти стулья располагались как можно дальше друг от друга - так ты не дашь сотрудникам ни на секунду забыть о том, что в их жизни теперь есть ты.

«Вы молодой и симпатичный». Твоя цель - вызвать пренебрежение сотрудников обоего пола. Можно отвратить от себя по отдельности как мужчин, так и женщин, с помощью одной простой уловки - прояви излишнюю приязнь к мужскому населению офиса. Итак, для начала из круга потенциальных друзей исключим дам. Для этого ты должна сделать так, чтобы мужчины перестали замечать всех женщин офиса, кроме тебя. Кокетничай с каждым по порядку. Причем кокетничай в открытую, чтобы не было двусмысленности. Не сомневайся, с помощью этого нехитрого приемчика ты отобьешь у своих сотрудниц всякую охоту с тобой общаться.

Теперь примемся за мужчин. Ты ведь уже пококетничала с каждым из них, как советовали 8women.ru, верно? А теперь ты должна резко оборвать это проявление симпатии с твоей стороны. То есть, в одно прекрасное утро просто приди в офис и сделай вид, что этих мужчин ты вообще первый раз видишь. Проще говоря, продинамь их. «Уход на попятную» после многообещающего начала мужчины переживают очень болезненно.

Если ты выполнишь все наши рекомендации, то уже в ближайшее время в курилках о тебе будут ходить нелестные слухи. Но ведь именно этого мы и хотели добиться, правда?

No comments:

Post a Comment

Blog Archive