Грех гордыни

Лучше царствовать в аду,
чем прислуживать на небесах.
Д. Мильтон

С точки зрения православного богословия главным грехом является именно «гордыня». Так, стремление к обогащению (алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т.д.

При этом церковь смешивает «в одну кучу» два человеческих качества «гордыню» и гордость», в то время как с точки зрения психологии между ними есть существенная разница. С точки зрения религии – гордость – тоже грех, а с точки зрения психологии – наоборот, положительное качество. Дело в том, что часто к психологам за помощью обращаются люди с проблемами застенчивости и заниженной самооценкой, и нам приходится развивать их самооценку и уверенность в себе. Некоторые служители церкви считают, что мы взращиваем в душе человека грех, но мы развиваем именно гордость за свои достижения, а не гордыню или тщеславие.

Действительно, что есть гордость? Необходимое качество самодостаточной личности или первый шаг к смертному греху – гордыне? Известный затворник Иоанн Лествичник называл гордость «демонской твердыней», а Авва Пимен - «медной стеной» между нами и Богом. Я же полагаю, что если в основе гордости лежат успехи человека, его трудолюбие, талант и т.д., то положительная оценка своей личности или достижений, вполне заслужена. Гордость предполагает основание для своего чувства: можно гордиться своими спортивными или трудовыми успехами, своим домом, бизнесом или голосом. Кроме того, можно гордиться не только самим собой, но своими друзьями, родными, коллективом, фирмой, городом или даже страной. В отличие от этого, гордыня – это непомерно раздутая гордость исключительно самим собой. И еще – если речь заходит о гордыне, то имеется в виду необоснованная гордость, когда человеку только кажется, что он превосходит других людей, и тогда он действительно «берет грех на душу».

Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их.
Никола Шамфор

Есть люди, которые не выносят оскорбления, понукания, жесткого давления, невежливого отношения к себе. Их называют гордыми, в то время как эти люди вовсе не гордятся собой, а обладают чувством собственного достоинства. Сюда также относится чувство гордости за свои реальные достижения (без демонстрации своего превосходства и унижения других людей). Это состояние можно обозначить как «гордость достигнутым». Например, человек знает 50 иностранных языков и гордится этим фактом. Или спортсмен установил рекорд, равного которому еще не было в истории спорта. Или изобретатель сделал великое открытие… Главное здесь – это критерий оценки. Если человек сравнивает себя с другими людьми и говорит, что он лучший – это гордыня. Если он гордится своим достижением, а не собой, или радуется своей победе, сравнивая свое нынешнее достижение со своими прошлыми успехами – то это заслуженная гордость, в которой нет самолюбования и тщеславия. Например, если чемпион, прыгнувший в высоту на 2 метра 40 сантиметров, презрительно смеется над проигравшими соперниками – он гордец. Если же он радуется своему рекорду и говорит о том, что благодаря напряженным тренировкам смог впервые одолеть такую высоту, которая еще недавно казалась фантастической – это нормальная, оправданная гордость.

Нужно отметить, что само слово «гордыня» в настоящее время в повседневной жизни употребляется редко. Вместо него используются другие термины близкие по смыслу, но отличающиеся оттенками: амбициозность, высокомерие, тщеславие, заносчивость, самолюбие и пр. Христианские проповедники зачастую сваливают все эти личностные качества, что называется, «в одну кучу», что не совсем правильно с точки зрения психологии. Мне понадобилось много времени, чтобы классифицировать их, и вот что у меня получилось:

Первая группа качеств личности отражает жажду власти и открытое презрение к людям, занимающим более низкое социальное положение. Это высокомерие, заносчивость, кичливость, спесь, надменность и чванство, а также самомнение и самолюбие.

Вторая группа личностных качеств показывает стремление человека достичь большего, чем у него есть. Это амбициозность и честолюбие.

Третья группа личностных качеств – отражение эгоизма в сочетании с невоспитанностью. Данные качества демонстрируют готовность человека идти напролом ради собственных интересов. Это хамство, наглость, эгоизм, нахальство, бесцеремонность, дерзость, беззастенчивость, бесстыдность.

Четвертая группа отражает жажду славы, причем далеко не всегда обоснованную. Главное качество здесь – тщеславие. Кроме того, в эту группу входят, хвастовство и самонадеянность.

Пятый корень гордыни – самолюбование, которое включает такие качества, как самовлюбленность и самодовольство.

Шестой компонент гордыни – уверенность в себе, своих силах или знаниях. Ключевыми моментами здесь являются чувство собственного достоинства и самоуверенность. Сюда же относится чувство гордости за свои реальные достижения без унижения других людей. Последний компонент можно обозначить как «гордость достигнутым».

Тщеславие, эта нестерпимая, мучительная жажда успеха, - есть великая пытка для ума, и состоит из зависти, гордости и алчности.
Р. Бертон

Анализируя отношение общества к выше перечисленным человеческим недостаткам, можно подметить интересную деталь – в разных социальных сообществах по-разному относятся к данным «грехам», а иногда даже полагают их за достоинства. Например, такое качество как «амбициозность» отечественные словари оценивали как однозначно негативное, но в более современных изданиях такая оценка уже смягчается, хотя все равно носит неодобрительный характер. Интересно отметить, что амбициозность, как нравственное качество личности, несет противоположный знак в русском и английском языке. «Он слишком амбициозен», - с осуждением говорят в России про человека, который претендует на высокий пост в политике или высшие достижения в спорте. «Он совсем не амбициозен», - с разочарованием замечает руководитель американской фирмы о своем новом сотруднике. Традиционно, в России была в почете скромность, и в результате людям приходилось скрывать свои амбиции. В то же время в тех странах, где амбициозность была добродетелью, люди могли позволить себе открыто проявлять свое честолюбие, и очень часто их претензии на высокое положение осуществлялись в реальности.

Происхождение гордыни пока не очень понятно, хотя можно выделить два подхода – естественно-научный и религиозный.

Естественно-научный подход

Люди – существа общественные. В течение почти миллиона лет существование человеческого рода на Земле было проблематичным. Хищники, голод, болезни легко могли уничтожить маленькую искорку разума, возникшую на планете. Разводить костры тогда еще не умели, огонь приносили из лесных пожаров, которые иногда возникали в лесу после ударов молний. Огонь согревал, он отпугивал хищников, на нем можно было готовить пищу. Кто-то уходил на охоту, кто-то собирал съедобные коренья, а кто-то приносил издалека ветки и подбрасывал в негаснущий десятилетия костер. Какая тут, к черту, гордость – поставили дежурить у костра – кидай ветки и смотри, чтобы огонь не погас. Погаснет – всему племени хана! А тебя съедят в качестве назидания другим. Если у кого-то из первобытных людей возникало желание жить и действовать одному, и он уходил из племени – то тем самым обрекал себя на смерть. Гордыня в те времена была не просто смертным грехом – она была смертельно опасным грехом для человека, поэтому на нее практически никто не отваживался.

Однако со временем ситуация начала меняться. От охоты человек перешел к скотоводству, а затем – к земледелию. Он стал производить больше продуктов и товаров, чем мог потребить сам и начал накапливать богатство. При этом некоторые люди стали выделяться среди соплеменников – силой, умом, хитростью. Они почувствовали в себе эту силу, и так стала зарождаться гордость, впоследствии, превратившаяся в гордыню. Таким образом, с точки зрения естественно-научного подхода, гордыня – есть закрепленное на генетическом уровне чувство превосходства над соплеменниками, позволяющее его обладателям достигать более высокого положения в социальной иерархии.

Религиозный подход

С точки зрения религии, гордыня – это грех, который впервые возник у свободолюбивого ангела, возомнившего себя равному Богу и бросившему ему вызов. Сатана, будучи первым революционером, прославляет всякий бунт, как борьбу за свободу. Священник Александр Ельчанинов так представляет себе происхождение и развитие гордыни: «болезнь гордости часто начинается или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи. Часто это - так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это - своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

Существует два вида гордости. Одно - когда возносятся над людьми, а другое - ложно смиряются перед ними. Причем, в последнем случае гордость может быть даже острее и глубже, чем в открытом проявлении. Оба подхода сводятся к чистому фарисейству – я не такой, как все. Один думает, что он лучше всех, другой, что хуже, но при этом оба остаются гордыми. А вот мытарь смиренно говорил о себе, что грешник».

Смиренные блудники лучше горделивых девственников.
Преподобный Ефрем Сирин

В чем проявляется гордыня? Ниже вы можете почитать о проявлениях гордыни и возможно, узнать о себе много нового. Не думайте, что если в вас есть проявления гордыни, то вы – плохой человек. Но умение осознать ее черты в своей личности способно изменить вас.

Это тема уже не раз поднималась, например, в статье Гордыня как смертный грех, но она такая разносторонняя и неоднозначная, что раскрыть ее в одной статье сложно.

1. Чувство собственной правоты и непогрешимости. Я прав, другие – нет. Я знаю, как должно быть и никто не имеет права мне перечить. Неумение быть гибким и нежелание ставить себя на место другого приводит нас к ссорам и взаимной вражде. Наибольшее проявление этой черты гордыни – нацистское мировоззрение. Усомнитесь в своих принципах хотя бы на мгновение. Быть может, ваш оппонент сможет показать вам мир с совершенно другой стороны.

2. Жалость к себе. Правительство меня обкрадывает, начальник недооценивает, друзья не понимают, жена постоянно ворчит, а дети – такие неблагодарные. Желание жалеть себя такое сладкое и расслабляющее, оно избавляет от ответственности за свои поступки и делает других виноватыми. Но решает ли такая позиция положение вещей? Вам достаточно взять себя в руки, пресекать желание жалеть себя и обвинять других и мир станет совершенно другим – более приветливым и поддающимся вашим желаниям.

3. Надменность. Мы используем позицию снисходительности, когда считаем кого-то ниже себя: нищего, младшего сотрудника, ребенка, более слабого, старика, менее талантливого. А имеем ли мы на это право? Должно ли крепкое дерево снисходительно относиться к ростку только потому, что тот на другой стадии развития?

4. Унижение. Унижаете ли вы себя или другого – это зависит только от роли в игре. Вы можете быть агрессором или пассивной жертвой, но гордыня от этого не становится меньше. Может показаться странным: как унижающий себя человек может быть горделив? Он это делает только потому, что не потерпит, чтобы подобным образом к нему относились другие. Вот и наносит предупреждающий удар. «Ой, я сегодня так плохо выгляжу» - унижает себя женщина. А ее подруга, даже если про себя подумала, что так оно и есть, все равно ответит: «Ну что ты, у тебя сегодня отличная прическа!». И вот гордыня уже ухмыляется…

5. Незаменимость. Бывало ли у вас когда-нибудь тайная радость от того, что у другого ничего не получается без вашей помощи? Вас увольняют, а компания после этого теряет свои позиции – ваша гордыня ликует. Мнение, что без вас нельзя обойтись, делает вас особенно горделивыми. «Незаменимых людей не бывает, но я то – не все». Такая позиция тормозит самое успешное развитие. Когда вы уходите из компании, группы, коллектива, то ваше место освобождается для другого, более подходящего человека, а для вас уже готово другое – также более подходящее для вас место. Но мы, в силу своей ограниченности, тормозим этот процесс и всеми силами стараемся все вернуть на свои места, ведь там было так стабильно. Но что, если новое место – это новая зарплата, высокое положение и лучшее развитие?

6. Зацикленность на том, что думают другие. Она смещает центр внимание и уводит вас от истинной цели. Желая быть хорошим для всех и каждого, у вас не остается сил и времени следовать своим настоящим мечтам. Вы сосредотачиваетесь только на том, что будут думать другие, забывая о том, чего же вы действительно хотите.

7. Хвастливость. Кто на свете всех милее? Королева из сказки про Спящую красавицу – это архетип, который свойственен каждому из нас, даже если закопан где-то глубоко в недрах подсознания. Хвастливость появляется от низкой самооценки. «Кто меня похвалит, если не я сам?» Именно в этом случае слова не должны иметь никакого значения, только – действия и поступки, которые будут намного красноречивее нас самих.

8. Отказ от помощи. Давать другим – это пожалуйста, брать у других – стыдно. Хотя на самом деле стыдно гордыне, ведь любой дар подразумевает взаимозависимость. Обмен составляет основу жизни общества, но горделивые люди воспринимают обмен как ярмо, кандалы, от которых поскорее хочется избавиться, или вообще избежать.

Гордыня обычно понимается как высокомерие, надменность, свойство человека ставить себя выше всех и признавать правомерность только своей позиции. Согласно вышеупомянутой религии, это самый тяжкий из семи смертных грехов, повлекший за собой все остальные. А почему психотерапия выступает против гордыни?

Гордыня – следствие принципов, убеждений, сложившихся за всю нашу жизнь. И когда говорят девушке, которая каждый раз после колебаний все-таки прощает измену своему избраннику: «У тебя нет гордости!», – имеют в виду именно отсутствие или шаткость принципов, которые, будучи устойчивыми и неколебимыми, оградили бы ее от подобных социально неприемлемых поступков. С точки зрения психотерапии, мы «зомбированы» нашей культурой, семьей, образом жизни, сложившимися с годами стереотипами, моралью общества. И гордыня мешает нам в нужный момент сбросить эти оковы, осознать и признать то, что очень не хочется признавать, понять, чего мы на самом деле хотим в данной ситуации.

Например, человек, который убежден в том, что он обязательно должен выиграть в соревнованиях / быть самым красивым / сделать что-то лучше всех, столкнувшись с нежелательными результатами, испытывает приступ гордыни. Или девушка, убежденная в том, что нельзя первой звонить молодому человеку, будет со временем испытывать все нарастающий ком гордыни, так и не услышав вожделенного звонка. Это он плохой, он неправ, он должен понимать ее принципы и им соответствовать, а не она менять свои установки. Вот она, гордыня в чистом виде.

Таким образом, гордыня выступает как своеобразное «спасение», защитный механизм, позволяющий личности сохранить себя, свои представления о мире, когда уже давно пора посмотреть на него шире, изменить застаревшие и закостенелые убеждения, открыть себя миру. Но зачем это делать? Зачем оставлять все, как есть? Дело в том, что личность вообще стремится сохранить себя, изменения происходят редко, с большим трудом и множеством затраченных ресурсов. Спрашивается: зачем меняться, если ты уже худо-бедно приспособлен к этому миру?

Многие действительно так считают, останавливают себя в развитии или даже деградируют. Другие находят в этом смысл, стремятся постоянно познавать мир и изменять себя в лучшую сторону. Любое живое существо на планете, так же, как и все существующие и существовавшие в мире создания, заключает в себе принцип развития. Развиваясь как в процессе эволюции, так и в течение своей короткой жизни, каждое существо может гораздо лучше приспособиться к миру, создать для себя больше возможностей, сделать свою жизнь значимой.

Борьба с гордыней – это, прежде всего, освобождение от оков «зомбирования», от навязанных обществом стереотипов. Преодолеть гордыню – значит, стать субъектом своей жизни. Каждый человек должен нормально управлять ей, так, как он управляет левой рукой или правой. Человек, не отягощенный гордыней, сам выбирает, о чем ему думать, какие эмоции испытывать в той или иной ситуации. Развиваясь и становясь субъектом своей жизни, он перестает испытывать нужду в гордыне как механизме, который поддерживает его принципы. Он открыт миру и открыт своим желаниям. Не сиюминутным прихотям, а именно желаниям, потребностям, ради удовлетворения которых он готов сейчас испытывать тяготы. И если девушка, нуждающаяся в надежности и верности в отношениях и открытая этим своим потребностям, перестает испытывать гордыню, то это не значит, что она «лишится последней гордости» и простит предавшего ее партнера - она не вернется к нему уже потому, что знает, чего действительно хочет от жизни. Ей больше не нужна гордыня, чтобы быть счастливой.

Избавляйтесь от гордыни, ведь гордыня несет с собой постоянные обиды, конфликты с близкими людьми; она не позволяет решать проблемы продуктивно и является признаком эгоцентризма, который не дает возможности человеку идти вперед на пути развития его личности. Как избавляться от гордыни? Начните с пересмотра своих принципов и убеждений, своих «должен» и «обязан» и постарайтесь заменять их на «хочу» и «хорошо бы». Чтобы обнаружить в себе эти болезненные убеждения, порождающие гордыню, в самых обычных жизненных ситуациях ищите ту мысль, которая заставляет вас испытывать обиду или раздражение.

Если вы позволите себе отпустить на время тот контроль, который не позволяет осознать вам эту мысль, если вы захотите быть с собой откровенны, то обязательно сможете найти ядро ваших неприятностей. Не осуждайте в мыслях и на словах людей, совершивших, по вашему мнению, безнравственные поступки: ведь ваша точка зрения не единственная и не самая верная, она просто другая. Не считайте людей чем-то должными или обязанными вам лично или миру в целом – это не так. Старайтесь делать добро тайно, скрыто от людей. Ведь добро ради того, чтобы кто-то о нем узнал, небескорыстно: это тоже результат гордыни.

Гордыня является самым главным грехом потому, что влечет за собой все остальные. Гордыня – это чрезмерная вера в свои возможности, вступающая в противоречие с величием Бога, ведь ослепленный гордыней грешник, гордится своими качествами, забывая, от кого он их получил.

Гордыня обычно понимается как высокомерие, надменность, свойство человека ставить себя выше всех и признавать правомерность только своей позиции. Это слепое поклонение себе, самовосхваление, чрезмерное себялюбие, когда своё Я неуемно растёт, и самооценка оказывается непомерно завышена. Еще одна составляющая гордыни - неприязнь к окружающим людям, стремление унизить их, за что гордец расплачивается: "Много есть наказаний гордому человеку, но главное и самое тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства и как бы он ни старался, люди не любят его" - Л.Толстой.

Гордыня закрывает человека от мира, от жизни, делает его рабом "принципов" и убеждений. Преодолеть гордыню – значит научиться управлять своей жизнью. Человек, не отягощенный гордыней, сам выбирает, о чем ему думать, какие эмоции испытывать в той или иной ситуации. Он открыт миру и открыт своим желаниям. Не сиюминутным прихотям, а именно желаниям, потребностям, ради удовлетворения которых он готов сейчас испытывать тяготы.

Смирение означает внутреннее самоограничение, умение отсекать свою волю. Смирение – это отсутствие надменности и гордости, это качество сердца, проявляющееся в кротости, терпении и благоразумии. Но смирение - это не раболепие и не забитость. Смирение - это признание того, что все наши таланты и умения - дары от Бога. Это не признак слабости, робости или страха; это показатель того, что мы знаем, в чем наша главная сила. На самом деле, скорее гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы.

Смирение - это, когда с-миром в душе. Это мир с Богом и людьми, гармония, преображение человеческих сил не для горделивого самоутверждения, а для служения ко спасению ближнего, а значит и себя

"Не думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. … Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете" - К. Льюис.

Автор: Щербатых Юрий

No comments:

Post a Comment

Blog Archive